Особенности групп кратковременного пребывания
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый, важный, но не простой этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для ребенка обстановки, режима дня, разлукой с мамой. Это вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни, т.е. адаптации. Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, а адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.
Для того чтобы адаптация ребенка проходила спокойно, без негативных последствий, чтобы обеспечить плавный переход ребенка в новые условия – условия детского сада и были организованы группы кратковременного пребывания или пребывание ребенка не более 5 часов в группе общеразвивающей направленности.
Основные цели организации работы в группе кратковременного пребывания:
-осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду;
-содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
-повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
-развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту; расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира;
-взаимодействие с родителями с целью создания необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
Основными задачами группы кратковременного пребывания:
-организация периода адаптации ребенка к детскому саду;
-формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;
-налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;
-укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;
-развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
-развитие основных видов деятельности;
-подготовка детей к поступлению в детский сад на полный день.
В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе кратковременного пребывания, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей, развитии основных сфер – эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе занятий по образовательной программе.
Критерии готовности ребенка к посещению группы кратковременного пребывания
- Режим. Малыш должен быть готов легко вставать рано утром, чтобы успеть к началу занятий, без громких протестов и истерик.
- Общение. Если ребенок на прогулке хоть как-то общается или взаимодействует со сверстниками, то, скорее всего, он будет более или менее комфортно себя чувствовать в группе.
- Контакт с чужим взрослым. Пригласите кого-то из надежных друзей и попытайтесь оставить малыша с ним. Сначала познакомьте их, объясните, что это – хороший человек, а вы уходите совсем ненадолго и обязательно вернетесь. Если ребенок переживет этот тест относительно спокойно – это хороший признак, что он готов ходить в детский сад.
С 1 сентября 2010 года в дошкольном учреждении функционируют группы кратковременного пребывания детей и консультационный пункт для семей, дети которых не посещают ДОУ.